В Госдуме предъявили мусорной реформе главную претензию

Во всем мире утилизация отходов считается прибыльным бизнесом, в России же эта отрасль продолжает финансироваться из бюджета

Пятый год мусорной реформы подходит к концу, однако до сих пор по ней остается много вопросов: по утилизации упаковки, оборотной таре, переработке, строительству мусоросжигательных заводов. Почему во всем мире мусорная отрасль приносит прибыль, а в России до сих пор финансируется из бюджета? Эти проблемы были подняты 19 октября на совместном заседании пяти думских комитетов с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии. Основные претензии депутатов к профильному ведомству фиксировала «Парламентская газета».

Больной вопрос

В прошлом году, по данным регионов, в России произведено почти 46 миллионов тонн отходов, из них на захоронение, то есть на полигоны, отправлено 37,5 миллиона тонн (81%), сообщил министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов. На совместном заседании пяти комитетов Госдумы он подчеркнул, что эти цифры соответствуют целевым показателям федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Напомним, целью мусорной реформы является 100-процентная сортировка твердых коммунальных отходов (ТКО) и снижение мусора, отправляемого на полигоны, в два раза.

Министр также отчитался о продолжении работы по безвозмездной передаче мусоровозов и контейнеров на новые территории: 11,5 тысячи контейнеров и 150 единиц техники поступят до конца года в ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области, помимо 9 тысяч новых контейнеров и 100 единиц техники, уже поставленных в Мариуполь. Еще 400 миллионов рублей предусмотрено на проектирование двух объектов ТКО на новых территориях.

Несмотря на большое количество вопросов, рассмотренных на заседании представителями Комитета по бюджету и налогам, Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Комитета по энергетике, Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, а также Комитета по строительству и ЖКХ, основная дискуссия развернулась именно вокруг мусорной реформы. На обеспечение деятельности Российского экологического оператора (РЭО), специально созданного в 2019 году, из федерального бюджета выделяется в год 2,1 миллиарда рублей, при этом «складывается ощущение, что ничего не сделано», подчеркнул во время прений председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

Уникальная ситуация

«Мы ежегодно индексируем тариф, предоставляем финансирование за счет средств федерального бюджета. Во всем мире эта отрасль прибыльна. Там проводят конкурсы и компании платят деньги за то, чтобы этим заниматься. Мы единственная страна, которая платит деньги, чтобы компании извлекали доход», — отметил Макаров.

К представителям профильного министерства у него возникли два основных вопроса. Первый: когда указанная отрасль начнет работать за счет внебюджетных источников или так и будет продолжаться ее финансирование из бюджетов различного уровня?

Замминистра природных ресурсов и экологии Дмитрий Тетенькин согласился, что во всем мире утилизация мусора — прибыльный бизнес. Россияне же, по его словам, платят только за услугу, которую им оказывают, то есть за сбор и транспортировку отходов. Часть средств идет на создание инфраструктуры по переработке. Между делом он поблагодарил депутатов за принятие закона о расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки по обеспечению утилизации отходов от их использования. Сегодня мы уже говорим об экономике замкнутого цикла, подчеркнул чиновник.

«То есть 2,1 миллиарда можно смело снимать, раз уже все работает?» — задал провокационный вопрос Макаров. И получил в общем-то ожидаемый ответ, что в регионах «с низкой бюджетной обеспеченностью деньги невозвратные, а там, где есть инвесторы, все деньги, которые идут через РЭО, вливаются в отрасль, потом возвращаются и опять вливаются».

На первом этапе

Макаров продолжил словесную дуэль и задал второй, более конкретный вопрос: когда будут реализованы проекты по строительству мусоросжигательных заводов, например, в Московской области и Татарстане. Если бы их строили сами регионы, они бы уже давно были построены, отметил председатель Комитета по бюджету и налогам.

«Эти заводы должны были быть введены в действие в 2023 году. Потом вы их передвинули на 2024-й. Согласно электронному бюджету, они передвинуты уже на 2025 год. А 2023 и 2024 годы — это были сроки в рамках национального проекта. И деньги были выделены. Мы понимаем также, что и в 2025 году они могут быть не построены», — предположил Макаров.

Представитель министерства уточнил, что срок сдачи объектов в Подмосковье — декабрь 2024 года, в Татарстане — декабрь 2025-го, и пообещал, что они будут исполнены.

Замминистра природных ресурсов и экологии, отвечающий за взаимодействие с РЭО, напоследок отметил, что на первом этапе мусорной реформы стояла задача обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и определить региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Срок окончания первого этапа он при этом не обозначил.

В стране сейчас, по его данным, функционирует порядка 180 регоператоров. Мощности по переработке мусора составляют 19 миллионов тонн. План по захоронению на полигонах на этот год был 90 процентов, но по факту улучшен до 81 процента.

Источник: ecoindustry.ru